Садово-парковая перспектива является выражением определенного оптического воздействия садовых элементов и растительных групп на зрителя при данном освещении. При этом они, как правило, должны находиться на определенном расстоянии и в известном положении в пространстве, а их расположение и сочетание должно быть основано на глубоком знании законов перспективы. Особенно необходимы эти знания при создании протяженных аллей и далеких художественных перспектив и панорам, наблюдаемых с определенных просмотровых площадок.

Успех создания живописного паркового пейзажа во многом зависит от умения дизайнера разместить все садово-парковые элементы, оформляющие пейзаж и декоративную растительность, в правильной пространственной и колоритной композиции.

Основные элементы, которые создают перспективу: передний план - обычно дает начало перспективе, подчеркивается аллеей, террасой, беседкой, обзорной площадкой, одиночными деревьями или различными группами; средний план - оформляется главным образом опушкой массивов, древесными группами или одиночными деревьями; дальний план - оформляется подчеркнутым объектом, пейзажной группой или опушкой массива с вертикально выделяющимся силуэтом; рамка (обрамление) - создается обычно при переднем и среднем плане. Она нужна для подчеркивания, ограничения или выделения самого существенного в садовом пейзаже, декоративном виде или картине.

Высокохудожественные садовые пространства обычно украшают при помощи декоративной растительности и садово-парковых элементов, создавая основные и доминантные картины, получаемые за счет переднего, среднего и дальнего планов садового пространства, наблюдаемых с определенных исходных видовых точек. Таким приемом и умелым подбором декоративных растений, основанным на вертикальном и колоритном соотношении, можно создать перспективы, оптически удлиняющие или укорачивающие садовое пространство. Оптическое удлинение используется на небольших территориях, а оптическое укорачивание - на больших озеленяемых участках.

В садово-парковых композициях различают два вида перспективы — линейную и воздушную.

Линейная перспектива

Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними. Например, чтобы уменьшить оптическую длину или ширину аллеи или дорожки, необходимо на заднем плане, в конце ее, увеличить величину пятна древесных растений, а для увеличения — его уменьшить. В первом случае очертания аллеи или дорожки кажутся параллельными по всей длине и, следовательно, оптически укорачиваются, во втором - создается противоположное впечатление. Например, группу вековых дубов, находящуюся вне территории объекта озеленения и на которую направлен взгляд наблюдателя, можно приблизить оптически и включить в общую композицию, если промежуточное свободное пространство заполнить растениями так, чтобы эта группа осталась свободной, как доминантный пункт. Подобным образом можно создавать оптическое приближение или отдаление любых садовых элементов, таких, как постройки, пейзажные группы, отдаленные солитеры и т.д. Точно так же при комбинации садовых объектов с доминантным значением можно оптически увеличить их высоту, если около них разместить низкорослую растительность.

Линейная перспектива успешно применяется для оптического оживления рельефа территории соответствующим подбором растений. Это особенно необходимо на равнинных озеленяемых участках, где приходится использовать существующие возвышенности и складки местности, чтобы разместить на них высокие деревья, а возле них, в низких местах, низкие. Тем самым оптически увеличивается вертикальное воздействие декоративной группы и в целом оживляется пейзаж зеленых насаждений.

Каждый архитектурный элемент и растительная группировка, находящиеся в отдалении, имеют свои самые благоприятные точки наблюдения. С них они лучше всего видны и хорошо выделяются в зависимости от угла зрения наблюдателя, но всегда надо помнить, что есть и такие точки, которые оказывают отрицательное воздействие. Поэтому садоводу-дизайнеру необходимо находить наиболее благоприятные видовые точки, которые должны быть сознательно подготовлены и открыты для наблюдения.

Вертикально действующие архитектурные садовые элементы, такие, как скульптуры, террасы, скалистые уголки, растительные группировки с колонновидными и конусовидными формами крон, более выразительны, когда их наблюдают с видовых точек, расположенных ниже их.

Горизонтально действующие архитектурные и парковые элементы и растительные группировки - мощеные площадки, террасы, цветники и партеры, газоны, водоемы и т.д. оказывают самое сильное пространственное и эстетическое воздействие, когда их наблюдают с высоко расположенных видовых точек. В этом случае садовый пейзаж приобретает большую глубину и выразительность.

Воздушная перспектива

Игру света и тени можно наблюдать в любое время, если группа декоративных растений, одиночное дерево или какой-либо садовый элемент расположены в непосредственной близости от наблюдателя. Однако, когда они находятся на большом расстоянии, наш глаз с трудом различает их колорит и другие декоративные признаки сквозь воздушное пространство из-за туманности или запыленности воздуха. Контуры этих элементов кажутся мягче, светлее и нежнее. Такое явление и называют воздушной перспективой.

Воздушная перспектива имеет гораздо большее значение, чем линейная, при оформлении больших парковых пространств. Она очень сильно влияет на изменения контуров, пространственного и колоритного облика растительных и архитектурных элементов, да и пейзажа в целом. Воздушная перспектива зависит от времени года и часов суток. Она особенно выразительна при легких испарениях утром, при большой влажности воздуха, при редком тумане и при заходе солнца.

С воздушной перспективой неразрывно связана и являющаяся ее производной перспектива колорита, создающая самые разнообразные эффекты. Создание колоритных эффектов путем колоритной перспективы требует от дизайнера знания свойств красок и их воздействия на восприятия чувств человека.

Окраска и нюансы растительных и архитектурных элементов, размещенных на переднем, среднем и заднем плане, производят различное воздействие на наблюдателя: красный цвет следует использовать исключительно на переднем плане, а синий - на заднем. Растительность, обладающая красочными эффектами, должна подбираться по окраске так, чтобы цвета располагались в порядке светового спектра - от красного к желтому и от зеленого к синему. В природе этот порядок сохраняется. Так, красный цвет растительности или архитектурных элементов при своем отдалении постепенно переходит в фиолетовый, а вдали приобретает темно-синий оттенок. Оранжевые тона при отдалении постепенно переходят в красноватые, а вдали приобретают синие и прочие нюансы. Желтые цвета наиболее постоянны и только вдали приобретают оттенки от зеленовато-желтого до синевато-голубого. Зеленые краски вдали переходят в голубые до темно-синих.

Серый цвет по мере отдаления становится интенсивнее и темнея сливается с синевой дали. Белый постепенно приобретает желтоватые оттенки. Синий становится интенсивнее, а фиолетовые тона переходят в синие. Темно-синие и черные сливаются с другими цветами и приобретают черно-синие тона. В облачную погоду растительные объекты светлых тонов обычно приобретают желтоватый оттенок, а темных тонов - расплывчатый фиолетовый. Контуры архитектурных элементов и растительных группировок в это время теряют свою четкость, стушевываются и смотрятся как силуэты.

Окрашенные садовые и архитектурные элементы на светлом фоне отбрасывают окрашенную тень, что типично для зимнего пейзажа. Объект, окрашенный в красный цвет, отбрасывает тень зеленоватых оттенков, окрашенные в фиолетовый тон - желтоватую тень, окрашенный в оранжевый цвет - синюю и т.д. При заходе солнца, из-за косо падающих лучей, все тени принимают синеватые нюансы.

Надо помнить, что, используя воздушную перспективу и применяя для этого контрастные группировки, можно оптически значительно увеличить садово-парковое пространство. Используя на переднем плане ели, а на заднем плане разбросанные березы, можно промежуточные пространства оптически удлинить. Точно так же, если в массивах вогнутые очертания заполнить растениями темных тонов, а выпуклые - растениями светлых тонов (белых, желтых, оранжевых), воздушная перспектива приобретает особую выразительность: вогнутые части выглядят глубже, а выпуклые - светлее, массивы в целом становятся наиболее динамичными.

Таким образом, при помощи линейной и воздушной перспективы (равно как световой и колоритной) можно добиться в зеленых насаждениях красивых пространственных и колоритных эффектов. Этому способствуют не только теоретические знания, но и познание на практике биологических и морфологических особенностей используемых растений при систематическом непосредственном наблюдении за ними. В исследовании природной среды их обитания поможет и их фотографирование.